Для многих становится актуальным вопрос «Мой ребенок прогуливает школу. Что делать?». Но прежде чем кричать о потерянном поколении и «вот в наше время такого не было», нужно вспомнить, что в ваше время такое было. А также нужно вспомнить о том, почему вы сами прогуливали уроки, даже если это было всего один или два раза. И, если уж вы докопаетесь до первопричины данного поведения, то и ответ на вопрос «что делать» придет сам по себе.
Основные причины прогулов:
- более интересные занятия, чем школьные уроки (компьютерные игры, кино, свидания - в более старшем возрасте);
- теплая солнечная погода, хочется погулять на улице;
- отсутствие веры в свой успех на уроках;
- конфликт с классом и неспособность его разрешить;
- плохие привычки (пиво вместо урока) и наказуемые действия (курение «травки», воровство и т.д.);
- учитель требует не являться в школу без родителей после какого-то проступка, ребёнок же скрывает эту ситуацию;
- нежелание ребенка учиться, отсутствие интереса и мотивации к учебе;
- страх перед контрольными или тестовыми заданиями;
- несовпадение способностей ребёнка с учебным темпом класса;
- отсутствие уверенности, комплекс неполноценности;
- завышенные ожидания родителей, которые он не в силах оправдать;
- подготовка к внешкольным большим событиям (соревнованиям, концертам, выступлениям - с родительского согласия или без него);
- страх перед конкретным учителем, боязнь унижений с его стороны;
- желание влиться в авторитет к «популярной» группе «прогульщиков» класса/школы;
- слишком большая вседозволенность, предоставляемая родителями ребенку (в том числе материальные неограниченные возможности ребёнка) и др.
Что делать?
Если ребенок прогуливает уроки, для начала необходимо поговорить с ним и выяснить, почему он это делает. Потому как механизм «отлынивания» от школы в детском возрасте, никуда не девается и во взрослом. Это просто уход от нежелательных действий. Попытайтесь выяснить у его учителей, нет ли у него каких-либо конфликтов с одноклассниками или другими учениками в школе. А также, нет ли у него вообще проблем поведенческого характера. Они могут быть не настолько явными, чтобы учителю это бросалось в глаза, но, тем не менее, они могут присутствовать и нести за собой довольно серьезные последствия.
Как уже отмечалось выше, для начала вам следует поговорить с ребенком. Обсудите с ним возможные причины его действий, дайте понять, что вы готовы помочь ему, и от вас не нужно ничего скрывать. Подросток, скорее всего, будет опасаться вашего справедливого гнева, но вам нужно дать ему понять, что вы на его стороне.
Если причиной прогулов является страх новой обстановки (например, если вы недавно переехали) и неуверенность в себе, настаивайте на том, чтобы он вернулся в школу как можно скорее. Чем дольше он затягивает, тем сложнее ему будет влиться в коллектив. Если тинейджер говорит, что болен, и просит позволить ему отлежаться денек дома, отправляйте его к врачу.
Многие дети умело имитируют симптомы головной и желудочной боли, тошноты, простуды. Попросите медицинских работников быть особенно внимательными.
Поощряйте его контакты с одноклассниками вне школьных стен: это могут быть совместные прогулки, походы в кино и на каток, посещения концертов. Скажите ему, что он может приводить своих друзей домой и самому гостить у них - это очень полезно для дальнейшей социализации. Узнайте, нет ли в школе кружков, организаций, спортивных секций, которые могут быть интересными подростку. На занятиях риторикой, программированием или баскетболом он сможет не только получить интересные и полезные знания, но и завести новых друзей.
Доверяйте своим детям, но не забывайте все же время от времени следить за ними, их успеваемостью и за тем как они посещают школу. Если пропустить «момент невозвращения», менять что-то в психике и поведении ребенка будет очень и очень сложно.