Педагоги и психологи единодушны - наличность в детском кармане должна быть обязательно. А вот с какого возраста и сколько - вопрос каждой семьи. Но есть и такие родители, которые искренне полагают, что давать деньги незачем - ребенок одет, обут и сыт.
Появление карманных денег - это определенный этап в жизни ребенка. Четких рекомендаций специалистов, когда он должен начинаться, не существует. Но чаще всего это совпадает с поступлением ребенка в школу. Психологи советуют с первых же дней выделять первоклашкам некоторую сумму. А вот сколько и как часто - зависит от доходов семьи.
Нередко бывает так, что свободных денег в доме совсем нет и любые расходы школьника кажутся расточительством. Но даже в таких случаях нужно давать ребенку совсем небольшую, пусть символическую сумму. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
У ребенка непременно должны быть какие-то карманные деньги, иначе он будет чувствовать себя ущемленным.
Итак, психологи категоричны - карманные деньги ребенку давать нужно обязательно. К тому же они - лучший "тренажер" финансовой самостоятельности для детей. Умение обращаться с деньгами - навык, который успешно прививается. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым". И он на собственном опыте познает: мало иметь деньги - надо формировать из них "бюджет", планировать расходы, и, если семья склонна к проплатам, учиться честно "зарабатывать" деньги. А вот тут взрослые должны быть начеку: будет абсолютно правильно, если смету расходов ребенок станет составлять вместе с родителями. Подсчитывать деньги на завтраки и обеды, на транспорт и на развлечения. Если выделенной суммы на поверку окажется мало, надо разбираться, почему. Во многих семьях для этого в ход идут "документы отчетности" - чеки из магазинов, квитанции за мобильный телефон.
Подсчитайте рубли в чужом кармане
В каждом возрасте есть свои законы и свои потребности. Если дошкольник или ученик младших классов мчится в магазин за чем-нибудь "вкусненьким" (как показывает опыт, дети до 12 лет в основном расходуют свои карманные деньги на сладости, газировку и жвачку), то подросток целиком находится во власти зрительного восприятия мира. Причем, как подчеркивают специалисты, процентов на 80 - это дань моде. Некий фетиш, который есть у друга, у одноклассников.
Переходный возраст у детей - затратное время для родителей. И мамам, папам совершенно нелишне будет знать, какими суммами карманных денег распоряжаются однокашники их ребенка. Дети очень не любят отличаться друг от друга.
Аксиома возрастной психологии - очень важную роль карманная наличность начинает играть в жизни ребенка с 12-13 лет. Школьник все больше времени проводит вне дома и все активнее отдаляется от родителей психологически. Но только не финансово. Здесь он полностью зависим. И это своего рода конфликтная ситуация, которую в каждой семье решают по-своему.
Общеизвестный факт – известный магнат Рокфеллер нередко ограничивал своих детей в наличности, это будило в них желание подрабатывать. Практика показывает, что не все состоятельные люди дают своим детям много денег. Неразумно завышенные "карманные" для школьника - скорее характерная черта семейного уклада среднего класса.
Не требуйте отчета за "личные наличные"
Между тем некоторые психологи призывают родителей не забывать, что карманные деньги - это личные деньги ребенка. Родитель может поинтересоваться, куда ребенок их потратил, что-то посоветовать, но не требовать отчета и не ругаться, если что-то показалось неправильным. И только так, считают специалисты, ребенок сможет приобрести собственный опыт и научиться планировать свои расходы. Кстати, для этих целей очень помогает простой способ - выдавать ребенку деньги не на день и не на неделю, а на месяц.
А еще психологи советуют родителям заключать со своим взрослеющим ребенком договор, где оговаривается система взаимных обязательств. Договор не обязан нравиться обеим сторонам, его задача в другом. Он поможет регулировать отношения и избежать конфликтов.
Подростку всегда мало
Помните, у Григория Остера в знаменитых "Вредных советах" - "Если ты в своем кармане Ни копейки не нашел, Загляни в карман к соседу, Очевидно деньги там".
Как отнестись к тому, что ребенок взял чужое? Не вернул, украл. Каждый родитель по-своему реагирует на такое ЧП. Некоторые не акцентируют на этом внимание (особенно если проступок совершил детсадовец или младший школьник), другие, наоборот, строго наказывают. Психологи настойчиво рекомендуют занести воровство в разряд максимально отрицательных поступков.
Гоголь о Чичикове из "Мертвых душ" - "Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив - в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную... Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой."
В шесть лет - шесть долларов, в десять - десятку
Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка. 6-летнему выдавать 6 долларов в неделю, 10-летнему - 10. В Германии ведомство по делам детей и молодежи разработало специальные таблицы, в соответствии с которыми рекомендует родителям снабжать детей наличностью.
Малыши от 2 до 5 лет - первая возрастная группа. Им, согласно рекомендациям, следует выдавать в неделю по 50 центов, 6-7-леткам - до 2 евро в неделю. 15-летний подросток может рассчитывать на сумму 25-30 евро в месяц, 17-летний - на 40. Любопытно, что в случае невыполнения предписаний любой ребенок может обратиться с официальной жалобой в ведомство и родителей накажут штрафом. Карманные деньги - это особая привилегия, почти право маленьких немцев.
Все комментарии на форуме